По крайней мере, на данный момент Volvo CE A60H является единственным ADT грузоподъемностью 55 тонн, доступным на рынке.
Будет ли увеличенная грузоподъемность ADT подходящим решением для растущих потребностей в перевозке заполнителей и землеройных работ?
Майк Вуф сообщает, что эмпирическое правило для внедорожной техники заключается в том, что для массовых операций более крупное оборудование может обеспечить экономию за счет масштаба, а большая полезная нагрузка обеспечивает лучшую стоимость на тонну.
Более тяжелые машины могут быть менее универсальными, чем более компактные, поэтому тип оборудования, который сохраняет свою универсальность при увеличении размера, может иметь большие преимущества.
Одним из ключевых преимуществ самосвала с шарнирно-сочлененной рамой является универсальность.
А в начале 2016 года два хорошо зарекомендовавших себя производителя ADT представили самосвалы, способные перевозить 55-тонные грузы.
Обе эти машины вызвали значительный интерес в отрасли и стали предметом многочисленных информированных комментариев на недавней конференции.
Выставка bauma 2016 в Мюнхене. B60E от Bell Equipment все еще является прототипом, и его подробные характеристики могут быть изменены до завершения разработки, но A60H Volvo CE уже находится в производстве и доступен для заказов.
Volvo CE A60 представляет собой важный шаг с точки зрения технологии ADT, хотя это и не самый большой ADT, который когда-либо производила фирма.
Эта награда присуждается специально построенному A70* конца 1990-х годов, но A60 является самым большим ADT, доступным в настоящее время как полноценная серийная машина.
Машины Bell и Volvo CE предназначены для того, чтобы предложить клиентам альтернативу самосвалам с жесткой рамой аналогичной грузоподъемности, которые в настоящее время используются для добычи полезных ископаемых, а также возможность перемещать большие объемы материала при земляных работах.
Однако A60 и B60 отличаются по конструкции, хотя Bell утверждает, что их машина предназначена более конкретно для нужд экстракции. Volvo CE A60 выглядит как увеличенная версия существующих ADT фирмы с традиционной трехосной компоновкой.
Однако его дизель мощностью 495 кВт, грузоподъемность 55 тонн, собственная масса 43,75 тонны и полная масса транспортного средства 98,75 тонны делают его высокопроизводительным самосвалом большой грузоподъемности.
Тем временем Bell B60 имеет обычную переднюю часть ADT, но с более коротким и квадратным самосвальным кузовом и одинарной осью со сдвоенными шинами большего диаметра.
На данный момент доступен только A60, и потребуется некоторое время, прежде чем B60 будет полностью разработан и готов к производству.
До тех пор у A60 не будет прямого конкурента, поскольку ни один из других крупных производителей ADT до сих пор не объявил о планах предложить более крупную машину в этом классе.
Выпуск Volvo CE модели A60 имеет большое значение и, возможно, является самым амбициозным шагом компании на рынке ADT с тех пор, как в начале 1960-х годов она выпустила первый полноприводный самосвал, сочетающий центральное сочленение и самосвальный кузов.
Имеются веские аргументы в пользу использования более крупных ADT во многих земляных работах или операциях по добыче.
ADT очень универсален и выигрывает у самосвалов с жесткой рамой, поскольку его полный привод позволяет ему работать на более крутых пандусах и на более грубых, мягких и влажных грунтах, а шарнирное сочленение шасси означает, что он может справляться с более крутыми поворотами.
Ограничения на добычу полезных ископаемых в развитых странах, таких как Япония или Европа, становятся все более жесткими и могут ограничить площадь, которую может покрыть предприятие.
Однако в некоторых случаях может быть доступно разрешение на операцию по углублению, что приведет к более крутым подъемам аппарели и более жестким требованиям к поворотам, и в таком случае ADT с большей полезной нагрузкой даст значительные преимущества.
ADT большего размера также могут подходить для операций в развивающихся странах с большим количеством осадков в определенное время года, что позволяет продолжать земляные работы в сезон дождей.
Также были доступны некоторые полноприводные самосвалы с жесткой рамой, но это были специализированные машины для нишевого рынка, которые продавались только в небольших объемах.
Ключом к принятию более крупного ADT является ценовое преимущество, которое он предлагает по сравнению с жестким грузовиком сопоставимой грузоподъемности.
Грузовики с жестким шасси обычно стоят дороже, чем ADT, но в целом имеют более длительный срок службы. Сотрудники Volvo CE, участвовавшие в разработке A60, четко рассчитали переменные, определив рыночный потенциал для ADT, предлагающего грузоподъемность 55-тонного грузовика с жесткой рамой.
Но этот ADT имеет более низкую покупную цену и более короткий срок службы около 15 000 часов (при условии соблюдения процедур технического обслуживания), прежде чем потребуется ремонт.
Типичными клиентами будут подрядчики, которые обычно работают в более короткие сроки проекта, а также имеют более короткие сроки финансирования и замены парка, чем операторы карьеров.
Между тем теперь, когда он также владеет в ассортименте Terex Trucks Volvo CE может предложить своим клиентам на выбор либо самосвал класса 55 тонн, либо новый A60.
Презентация прототипа Bell B60 и серийной модели Volvo A60H является значительным развитием тенденции к увеличению мощностей ADT, наблюдаемой в последние годы. Но чтобы понять, почему эти грузовики так важны сейчас, важно увидеть, что было достигнуто в прошлом.
В течение долгого времени полезная нагрузка ADT была фактически ограничена примерно 36 тоннами в основном из-за наличия подходящих шин. Между тем отношение мощности к весу было еще одним ключевым вопросом для ADT.
Дизели предыдущего поколения не обеспечивали такой хорошей удельной мощности, которая требуется для ADT с полезной нагрузкой более 36 тонн или около того.
Можно было втиснуть более крупные двигатели между лонжеронами рамы, но эти более крупные блоки занимали больше места и требовали значительно более тяжелой передней части шасси, что увеличивало полную массу и снижало соотношение мощности к весу.
В результате производительность была ограничена: 36 тонн рассматривались как самая большая полезная нагрузка, способная сохранить хорошее соотношение мощности и веса.
Эти ADT старшего поколения с полезной нагрузкой в классе 36 тонн обычно предлагают соотношение мощности к весу около 4,6 кВт на тонну полной массы.
В прошлом предпринимались попытки построить грузовики грузоподъемностью более 36 тонн.
К ним относятся 50-тонный Д550 от DJB, построенный в Великобритании, и во многом аналогичный МоАЗ 7503, произведенный в Беларуси, а также 45-тонный грузовик.
Wagner Fullback FB-650, который производился в США. Но ни DJB 550, ни Fullback FB-650 не оказались успешными, поскольку оба страдали от проблем с надежностью трансмиссии, а последний также имел недостаточную мощность.
Информация о стаже МоАЗ 7503 отсутствует, модель в основном использовалась в СНГ. Компания Wagner (которая в конце 1950-х годов впервые представила полноприводный самосвал с шарнирно-сочлененной рамой, хотя у него не было опрокидывающегося кузова) действительно рассматривала возможность создания ADT большего размера, чем Fullback FB-650.
Концепция была рассчитана на полезную нагрузку 60 тонн, но отсутствие подходящего двигателя или шин положило конец проекту, и он был отложен.
Когда компания Wagner была куплена Atlas Copco, новый владелец решил сосредоточиться на подземных машинах, и от Fullback FB-650 отказались.
Самый большой ADT Volvo CE, A70, был построен в ограниченном количестве и по специальному заказу норвежской фирмы SNSK для использования на добывающей площадке на архипелаге Шпицберген.
Он предлагал грузоподъемность 65 тонн в удлиненном трехосном самосвале, хотя с использованием передней части нынешнего A40 грузоподъемностью 36 тонн он был недостаточно мощным по обычным стандартам.
Поскольку груженая часть цикла перевозки проходила на спуске, а подъем в гору возвращался порожним, отношение мощности к весу не было проблемой, и машины успешно использовались в этом конкретном случае.
Но первым ADT, преодолевшим лимит грузоподъемности в 36 тонн, предложившим хорошее соотношение мощности и веса и получившим международный успех, стал Bell B50.
Он предлагал грузоподъемность 45,4 тонны и следовал за более ранним прототипом фирмы B45. В машине было несколько ключевых нововведений.
Белл решил, что имеющиеся оси не подходят, поэтому фирма разработала собственную для B50.
Оси также имели новую конструкцию и использовались в качестве радиаторов для охлаждения гидравлической жидкости, циркулирующей через тормозную систему.
Во время его запуска были некоторые комментарии относительно того, справятся ли доступные тогда шины ADT с возросшей нагрузкой и по-прежнему будут иметь разумный срок службы.
Но Bell B50 привлекал покупателей как для земляных работ, так и для добычи полезных ископаемых, а его хорошие характеристики в полевых условиях доказывали жизнеспособность этой концепции.
Вскоре после этого норвежская фирма Moxy также выпустила свой MT51 с полезной нагрузкой 46 тонн.
Однако, когда впоследствии Moxy был куплен Doosan, новый владелец, решил, что рыночный спрос на MT51 все еще слишком мал, и вместо этого решил сосредоточиться на обновлении моделей грузоподъемностью 27 и 36 тонн.
Хотя Doosan исключила более крупную машину из модельного ряда, фирма ранее заявляла, что может возродить 46-тонник в обновленной форме, если рынок окажется достаточным.
С тех пор на рынке появились другие ADT грузоподъемностью более 36 тонн.
Грузовик John Deere 460E грузоподъемностью 42 тонны оснащен двигателем John Deere, а на его конструкцию сильно повлияла компания Bell, с которой компания сотрудничает. Volvo CE A45 предлагает грузоподъемность 41 тонну, в то время как
Компания Caterpillar также теперь предлагает модель 745 грузоподъемностью 41 тонну.
МоАЗ в Беларуси (который объединился с БелАЗом в 2006 году) представил свой обновленный 50-тонный ADT, 75035, в 2014 году. упомянуть разработку новых шин для ADT с более высокой грузоподъемностью.
Дизели нового поколения предлагают гораздо лучшую удельную мощность, чем раньше, обеспечивая необходимое соотношение мощности к весу и не требуя массивного переднего шасси для размещения гораздо большего и тяжелого блока двигателя.
Среди лучших моделей ADT на рынке от Astra, Bell, Caterpillar, Doosan, John Deere, Komatsu, Liebherr, Terex Trucks и Volvo CE все эти машины имеют отношение мощности к весу около 4,7–5,2. кВт/т полной массы.
Согласно Volvo CE, новый класс более крупных шин ADT был разработан на основе существующих типоразмеров, используемых для скреперов, но модифицирован для соответствия другому применению.
Ключевыми изменениями являются более прочные каркасы, которые могут выдерживать более высокие скорости и большее внутреннее выделение тепла, а также измененный рисунок протектора, соответствующий требованиям рабочего цикла ADT.
Пока неизвестно, как другие производители отреагируют на выпуск Volvo CE A60, а также на презентацию Bell своего прототипа B60. Понятно, что они подождут и увидят, будет ли развиваться рынок для ADT грузоподъемностью 45-55 тонн.
Как упоминалось ранее, Doosan может возродить свой 46-тонный грузовик с более новыми двигателем и трансмиссией.
Между тем, как Caterpillar, так и Komatsu обладают значительным потенциалом в области исследований и разработок, а также собственными силами, необходимыми приводами и технологиями трансмиссии, для разработки более крупного ADT в качестве потребительской альтернативы их меньшим самосвалам с жесткой рамой.
Компания Caterpillar, в частности, обладает обширной собственной базой знаний в секторе ADT, которая уступает только Volvo CE, а также широкой модельной линейкой и грузовиком грузоподъемностью 41 тонна, который можно использовать в качестве трамплина для более крупной машины.
На данный момент Volvo CE лидирует в области грузоподъемности ADT, но уже ясно, что рынок заинтересован в ADT грузоподъемностью более 36 тонн.
Если A60 докажет свою ценность на месте, вероятны другие конкуренты, кроме Bell B60, и некоторые предварительные проекты могут уже существовать.